Авторы сайта разработали программу и смогли открыть инновационную региональную площадку (РИП)
"Метапредметный подход к преподаванию математики с использованием ИКТ и программирования в основной и средней школе".
Координатором РИП в МБОУ Лицей №1 г.Южно-Сахалинска является учитель математики Симакова М.Н.;
научным консультантом - учитель информатики и ИКТ Симаков Е.Е.
В работе площадки задействованы четыре класса информационно-математического профиля.
Система преподавания математики отличается введением интегрированных уроков, спецкурсов по программированию и организацией исследовательской работы по
установлению межпредметных связей физики, химии, биологии, математики и информатики.
Глубоко анализируются возможные перспективы практической направленности данной темы в дальнейшем обучении и получении профессии выпускниками лицея.
Авторская площадка стала победителем регионального конкурса
инновационных площадок 2013г.,
победителем регионального конкурса на получение гранта
для проведения инновационной деятельности в сфере образования 2015г.
Система работы РИП
Система работы региональной инновационной площадки (РИП) "Метапредметный подход к преподаванию математики в основной и средней школе" основана на внедрении ИКТ и программирования в изучение математики. Этот процесс направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся, дифференциацию обучения, углубление знаний и практических умений и создание дополнительной мотивации к изучению предмета.
Предлагаемая вниманию система работы по развитию одаренных детей складывается из двух составляющих: урочная деятельность (интегрированные уроки математики и информатики) и внеурочная работа на занятиях кружка «Азбука офиса», «Юный дизайнер» (8-9кл) или спецкурса (10-11кл) «Применение программирования к изучению некоторых тем математики». А также подготовка и участие в разного уровня олимпиадах и конференциях.
За основу методики обучения математике через систему интегрированных уроков и спецкурсов с элементами программирования принята система развивающего обучения. Цель такого обучения – готовность к саморазвитию, а основным методом развивающего обучения является деятельностный метод.
Технология деятельностного метода состоит из отдельных этапов, связанных друг с другом: самоопределение к деятельности;актуализация знаний; постановка учебной задачи; построение проекта выхода из затруднения; первичное закрепление во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; включение в систему знаний и повторение; рефлексия деятельности (итог урока).
В процессе исследовательской работы на занятиях кружка, а затем спецкурса совместно с учащимися разрабатываются алгоритмы создания программ и сами программы для изучения некоторых тем алгебры и геометрии, которые затем апробируютсяпри проведении интегрированных уроков. С 8 класса начинается предпрофильное обучение. Преподавание математики в классе информационно-математического направления ведется по углубленной программе, в которую включены интегрированные уроки с применением информационно-коммуникационных технологий в мобильном компьютерном классе. Процесс работы в данной системе предполагает поэтапное внедрение средств ИКТ по мере овладения компьютерными программами. Вначале учащимся предлагаются задания на ПК, подготовленные учителем. Затем отдельные учащиеся на занятиях кружка по информатике готовят презентации по отдельным вопросам или темам, подбирают задания в тех программах, которыми уже овладели. Следующий этап – подготовка материалов к урокам, выходящих за рамки школьной программы. Таким образом, формируется учебно-методический комплекс в электронном виде совместно учителем и учащимися. На уроках используются работы учащихся. В конце изучения каждой темы по алгебре проводятся практические либо контрольные работы на ПК. При проведении интегрированного урока математики и информатики используются:
1. Возможности интерактивной доски;
2. Локальная компьютерная сеть;
3. Разработанные на занятиях спецкурса программы;
4. Презентации, выполненные в разных программах;
5. Практические работы на ПК в разных программах;
6. Средства рефлексии, изготовленные учащимися.
Следует отметить такую составляющую интегрированных уроков, как работа учащихся в локальной сети. Эта форма работы позволяет осуществлять обратную связь, неоднократно проводить исправление ошибок учащимися в выполненных заданиях собственными силами. Ее можно применять на различных этапах урока (при повторении материала, при проведении тестирования по проверке домашнего задания, обучающие и проверочные практические работы, самостоятельные работы). По мере выполнения заданий учащиеся отправляют результаты для проверки на ПК учителю. После проверки учитель может отправить их обратно для работы над ошибками (это можно сделать не один раз). Обратная связь дает очень хорошие результаты в плане отработки умений и навыков по изучаемой теме.
Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.
Освободившиеся за счет проведения интегрированных уроков часы могут быть использованы для более глубокого изучения других тем того или иного из интегрируемых предметов, а также на проведение внеклассных занятий по данному направлению.Эта методика предназначена для того, чтобы помочь решить проблему интеграции ИКТ как способа организации работы с одаренными детьми через возможности интерактивной доски и известных компьютерных программ. На занятиях кружка по информатике изучаются следующие программы:
1. Word, Excel, Equation, MathCAD, TheGeometer’sSketchpad (работа с текстом, вычисления, графики функций, преобразование алгебраических выражений, решение уравнений, построение геометрических фигур);
2. PowerPoint, Notebook (презентации);
3. Photoshop, CorelDrаw (работа с графикой);
4. MovieMaker, PinnacleStudio, (видеоролики).
Перечисленные программы изучаем на занятиях кружка в течение двух лет (8-9 кл). С их помощью становится возможным применить компьютер к изучению функций, работе с текстом, вычислениям, решению уравнений, построению геометрических фигур и графиков функций, преобразованию алгебраических выражений, созданию презентаций и видеороликов, работе с графикой. Ежегодно обучающиеся по программам «Азбука офиса» и «Юный дизайнер» дистанционно сдают зачеты по изученным программам. По окончании курса обучения по программам ГУ г. Томска учащиеся получают соответствующие сертификаты.
В 10-11 кл. на смену кружка по информатике приходит спецкурс, на занятиях которого используется программирование для написания собственных программ при изучении тем алгебры и геометрии. В написание программ постепенно вливаются и учащиеся. Это более трудный процесс, т.к. вначале ребят нужно обучить одной из программ программирования. Наиболее простой вариант – несложные программы на Pascal. Их учащиеся начинают писать еще на занятиях кружка в 8-9 кл. Есть вариант использования более сложной среды программирования Delphi. Такие программы пишут уже старшеклассники на занятиях спецкурса в 10-11 кл. Научным консультантом здесь выступает учитель информатики Симаков Е.Е.
Внеурочная форма работы с одаренными детьми содействует в немалой степени приобщению учащихся к решению нестандартных задач, изучению значительного объема материала сверх школьной программы. Это позволяет ребятам становиться не только участниками разного уровня олимпиад и конференций, но и призерами и победителями.
Из опыта работы РИП (PDF)
Характеристика инновационной технологии
и содержание работы РИП (PDF)
Отчеты о работе РИП
Отзывы о посещенных мероприятиях (PDF)